Шесть проверочных вопросов, чтобы ненароком не стать сплетником

Я слишком поспешила с действиями, когда моя подруга прислала сообщение, в котором поведала о своей обиде на другого человека. Через час должны были прийти гости. Казалось, все навалилось сразу. Разрываясь между приготовлением кекса (делала жидкую смесь) и перепиской со своем мужем, которому объясняла, что нужно купить в магазине, я быстренько настрочила своей подруге в ответ жесткое смс.

Затем запачканными руками отправила три сообщения трем друзьям, которые знали об этой ситуации и молились о моей подруге. Я написала следующее: “Отправьте это нашей общей подруге. Пожалуйста, молитесь о ней. Ее сердце так ожесточено”.

Затем я вдруг увидела, что нечаянно отправила это письмо как групповое сообщение. Ах, ах и еще раз ах!

Да, я чувствовала всевозрастающее беспокойство о своей подруге, но после этого инцидента поняла, что наилучшим решением было бы поделиться своими тревогами лишь с ней и Богом. Я же глубоко ранила ее. Где я допустила ошибку?

Я слишком поспешила. В Пр. 19:2 ясно написано: “Торопливый ногами оступится”.

Я взяла на себя роль спасителя, которая принадлежит только Богу. Насколько было бы лучше просто помолиться о моей подруге: “Мы не знаем, что делать, но к Тебе очи наши!” (2 Пар. 20:12)

Я поделилась молитвенной нуждой, которая “сильно попахивала” сплетней. Павел предупреждал о тех, кто “болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно” (1 Тим. 5:13).

Я поделилась молитвенной нуждой с другими без разрешения на это. В Пр. 25:9 написано: “Веди тяжбу с соперником твоим, но тайны другого не открывай”.

Три границы, когда речь идет о молитвенной поддержке

Когда я просила Бога изменить мое сердце и сделать меня более надежным другом (которому можно доверять), то установила несколько границ.

1. Я решила никогда без разрешения не делиться с другими деликатной молитвенной нуждой. В Пр. 11:13 сказано: “Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; но верный человек таит дело”.

Согласно Библии, всякий, кто открывает другим чужие тайны, является сплетником. В Синодальном переводе используется слово “переносчик”. Нам обычно странно слышать, что молитвенные нужды могут быть сплетнями. Но если мы легкомысленно говорим кому-то “помолись, пожалуйста, о том-то и том-то”, то всегда ли это очень отличается от обычной сплетни? Давайте не будем использовать молитву как завуалированный способ посплетничать.

2. Я решила не посылать без разрешения сообщения с деликатными молитвенными нуждами.

Это решение можно считать одним из применений первого решения в контексте современных коммуникативных технологий. В наше время тотальной коммуникации можно одним нажатием пальца отправить информацию о чьих-то проблемах и грехах тем людям, кому абсолютно не нужно об этом знать.

Иногда кажется, что отправить сообщение о молитвенной нужде просто необходимо, что это – проявление любви (разве мы не верим в силу молитвы?). Но часто мы лицемерим. Слишком часто мы используем “передачу молитвенной нужды” как завуалированный способ поделиться сплетней или выразить свое разочарование.

3. Я решила не обсуждать с другими тяжелые вопросы о ком бы то ни было, пока не поговорю лично с человеком хотя бы по телефону.

Это требует умения “притормозить” себя. Умения не кипишевать, не действовать импульсивно, полагая, что решение проблемы зависит от тебя, и только от тебя. Это требует  смелости решать проблемы напрямую, не прячась за “защитную стену” электронного текста. Наконец, это требует слезных молитв с осознанием глубокой зависимости от одного лишь Спасителя – вместо попыток сделать работу вместо Него, словно Он в отпуске.

Шесть проверочных вопросов – глубоко проверяем свое сердце

Эти три решения (см. выше) – просто общие принципы, которые помогут не навредить тем, кому мы желаем помочь. Но если брать глубже, мы должны разобраться со своим собственным сердцем. Для этого задайте себе следующие шесть вопросов (перед тем как делиться с кем-нибудь проблемой другого человека).

1. Дал ли мне мой друг разрешение делиться с другими “молитвенной нуждой”? Руководствуюсь я больше заботой о своем друге или собственными порывами? (Фил. 2:3)

2. Сколько прошло времени после того, как я узнал о проблеме своего друга? Не слишком ли спешу поделиться “молитвенной нуждой” с другими? Не действую ли импульсивно?

3. Если прошло совсем мало времени, обсуждаю ли я проблему еще в состоянии паники? Верю ли я, что Бог совершает Свою работу (Пс. 36:5), или больше полагаюсь на себя, словно я – спаситель?

4. Насколько серьезно я молился об этой проблеме, прежде чем обратиться за помощью к другим? Склонял ли я колени в молитве? Молился ли вообще об этом?

5. Верю ли я, что много может усиленная молитва даже одного праведника (Иак. 5:16) или считаю, что моих молитв недостаточно, чтобы коснуться Божьего сердца?

6. Возможно ли, что позже я пожалею о том, что отослал это смс или этот имейл?

Доверие – величайший комплимент

Мы склонны всегда считать свои намерения благими. Я тоже так всегда думала о себе. Однако, возможно, следует не так сильно доверять своим мотивам, как мы обычно делаем. Даже если наши мотивы в своей глубинной сущности благие, всегда следует быть начеку, что к ним могут примешиваться и не совсем хорошие мотивы. Кроме искренней любви к ближнему может появляться желание “быть в курсе” или чувство гордости оттого, что в моей жизни не так все плохо, как “у некоторых”.

В моем случае я (независимо от моих первоначальных мотивов) не оправдала доверие другого человека. Поэтому в данной ситуации единственно правильной моей реакцией должно было быть покаяние.

Так я и поступила. В тот вечер я позвонила своей подруге и оставила голосовое сообщение, в котором просила у нее прощения. Я, таким образом, позволила ей самой решать, когда она будет готова позвонить мне и поговорить со мною. В конечном итоге, она великодушно меня простила, но из-за того, что я потеряла ее доверие, поделившись с другими информацией, которая касалась только ее, понадобилось время, чтобы она снова стала считать меня подругой, заслуживающей полного доверия (каковой я и желаю стать с Божьей помощью).

А как насчет вас? Чего вы желаете больше: удовольствия от сплетен или репутацию человека, которому можно доверять? Речь идет о нечто большем, чем просто о том, чтобы иметь друзей и не терять их. Наша верность (или ее недостаток) несет другим определённую информацию о Боге.  Павел призывал женщин к духовной зрелости – чтобы были “честны, не клеветницы, трезвы, верны во всем” (1 Тим. 3:11) и, таким образом, отображали Иисуса.

Мы служим Иисусу и представляем Его – самого надёжного, верного Друга в мире. И если мы следуем за Ним, то должны все больше уподобляться Ему.

(Паула Марстеллер)

Голос Истины по материалам блога Джона Пайпера “DesiringGod