Опьяненные любовью

Недавно я получил сообщение от своего старого друга с просьбой молиться о нем. Вернувшись домой с работы, он обнаружил, что дом пуст, а жена с ребенком исчезли. Нет, его дом не обокрали и семью не похитили. Жена ушла от него. Я спросил, видел ли он, что к этому шло и было ли в их жизни что-то предвещающее такой поворот событий. Он ответил, что ее измученность уже давно была очевидной. На мой вопрос о вероятности восстановления отношений он ответил отрицательно. По его мнению, наилучшим исходом для них могла стать совместная опека. Несмотря на то что мы давно уже не общались и я лишь однажды встречался с его женой, когда они еще только встречались, у меня внутри все опустилось. Я представил себе ту боль, которую он испытывал.
Мне не известны подробности брака и расставания этой пары, поэтому дальнейшие рассуждения ни в коем случае не являются обвинением в их адрес. Однако всякий раз, когда я слышу истории о разводах и о брошенных супругах, я вновь и вновь задумываюсь о серьезности и весомости призвания брака и о том, как беспечно мы порой к нему подходим. Многие люди вступают в этот завет легкомысленно и не вдумчиво, не осознавая ответственности и обязательств, которые они берут на себя перед Богом и перед людьми. Я и сам грешил этим.

В некоторых фильмах показывают, как двое пьяных людей венчаются в первой попавшейся церквушке Лас Вегаса. Мы смеемся с их глупости и думаем, что сами никогда не смогли бы совершить нечто столь нелепое. Однако люди то и дело вступают в брак в нетрезвом состоянии. Только они находятся не под действием алкоголя. Они полны дофамина – страстного увлечения, так называемой любви, и похоти. Подобно тому, как завет, в который вступают под действием алкогольного опьянения практически обречен на провал, такие браки также скорее всего будут испытывать много сложностей. Брак должен создаваться мужчиной и женщиной в трезвом уме и с трезвыми сердцами, способными серьезно отнестись к тем обещаниям, которые они дают перед Богом и людьми.

В послании к Ефесянам 5:15-21 Павел увещевает своих читателей:

«Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, повинуясь друг другу в страхе Божием.»

И далее следуют хорошо нам известные нормы морали и поведения в семье, начинающиеся с взаимоотношений мужа и жены. Но прежде чем писать о браке, Павел изображает прекрасную картину трезвости и благоразумия. Апостол призывает нас, христиан, проявлять осторожность в своих поступках, не быть неразумными, дорожить временем и не быть нерассудительными, но стремиться к пониманию того, что есть Божья воля. И, подводя итог описанию здравости, Павел обращается с призывом: «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом…»

Это наставление подготавливает читателей к восприятию образа брачного союза, отражающего чудесные отношения между Христом и Церковью. Только трезвомыслящие, исполненные Духом мужчины и женщины способны понять и принять повеление: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф. 5:22) и «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).

dofamin2

Опьяненные дофамином

По мнению психологов, дофамин является одним из ключевых химических веществ, выделяющихся в нашем мозге, и именно он вызывает чувство влюбленности или страсти. Влюбленность, согласно Оксфордскому словарю, – это сильная, но кратковременная страсть или восхищение кем-либо или чем-либо. Возникает опасность, когда ее путают с любовью, необходимой для успешного брака.
Любители встречаться – это дофаминозависимые люди. В течение примерно полугода они ходят на свидания, наслаждаются состоянием эйфории, свойственной новым отношениям, а затем, как только наступает реальная жизнь и влюбленность проходит, – рвут эти отношения. Они проделывают это снова и снова. Таким людям после решения вступить в брак, как правило, приходится нелегко, потому как посвятить себя одному человеку для них означает потерю доступа к тем переживаниям, которых они так жаждут. Всю свою жизнь они жили на дофамине, а теперь берут на себя обязательство, удерживающее их от этого верха блаженства.
Если сравнить действие алкогольного опьянения с действием страстной влюбленности, можно увидеть много сходств. Опьянение становится причиной неразумного поведения (Быт. 9:20-22), подавляет совесть (Быт. 9:24-25) и ослабляет способность здравого суждения (Пр. 31:4-5). То же касается страсти и похоти. Люди, движимые своими страстями и похотями, обычно ведут себя нерационально, поступают наперекор своей совести и принимают ужасные решения, которые могут отрицательно повлиять на всю их жизнь.

Богоцентричное удовлетворение делает нас трезвыми

Жизнь, сосредоточенная на Боге – это ключ к трезвому образу жизни. Неженатые и незамужние люди должны тщательно взвешивать все требования и предостережения касательно брака вместе с другими посвященными верующими. Если Бог удовлетворяет нас несравненно больше, чем любой другой важный для нас человек, супруг или секс, мы будем подходить к вопросу брака с трезвым умом, смиренным сердцем и спокойной душой.
Понятие «трезвый» не единожды встречается в посланиях Павла. Трезвомыслящим мужчинам и женщинам свойственны воздержание, серьезность и способность здраво рассуждать. Павел призывает молодого Тимофея быть «бдительным (трезвым) во всем» (2 Тимофею 4:5). Он велит, чтобы Тимофей и Тит требовали трезвости и от старейшин (1 Тим. 3:2; Тит. 2:2). Петр призывает христиан быть воздержанными, благоразумными и бодрствовать в молитвах (1 Пет. 4:7). Подходя к вопросу брака с трезвостью и благоразумием, мы делаемся способными воспринять модель жизни и брака, раскрытую в Священном Писании.

dofamin3

Господство Бога в период ухаживания

Пары, вступающие в брак в состоянии опьянения страстью, не славят Бога, так как ставят на первое место не Бога, а друг друга. Их участь подобна участи тех, кто живет, утешаясь алкоголем. Их жизнь будет полна печали, переживаний, ропота и боли, если только они не раскаятся (Пр. 23:29-35).
Проблема алкоголика проста – он (или она) считает, что алкоголь лучше всего во вселенной. Они топят жизненные проблемы, испытания и разочарования в бутылке. Так же и женатые или неженатые люди, ослепленные страстью, делают друг друга самой большой ценностью в своей жизни.
Но в конечном счете, у алкоголика нет проблем с алкоголем, а у опьяненных любовью нет проблем с дофамином – и у тех, и у других проблема с поклонением. Их взгляд на Бога слишком примитивен, и престол в их сердце был отдан кому-то или чему-то неспособному удовлетворить желания души.

Бог превыше брака

Писание высоко ставит брак. Супругам дано повеление оставить свои семьи и прилепиться друг ко другу (Быт. 2:24). Мы призваны хранить свой брак в чести (Евр. 13:4). Мужчинам сказано, что найти жену – это благо (Пр. 18:22). Однако как бы высоко Писание не ставило брак, Бога оно ставит несравненно выше.
Подыскивая себе супругов, мы должны быть внимательными в том, чтобы наши поиски и наш брак оставались для нас второстепенными, а первое место в жизни всегда занимал Бог. Бог несет в себе гораздо большее удовлетворение, чем любой брак. Он и создал брак (по крайней мере отчасти), чтобы показать нам это.

Когда мы демонстрируем миру, что любим Бога намного больше брачных отношений, мы славим Бога и являем миру Его ценность.

Кроме того, мы настраиваем свой брак на успех, потому что он корнями уходит в Творца брачных отношений, а не в идолопоклонство самим отношениям. Брак предназначен для трезвомыслящих людей, и единственный способ вступить в него с трезвым умом – это сделать Бога центром своей жизни.

Источник: ieshua.org